Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.


Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ имеются следующие объекты для проведения практических занятий:

  • 18 групповых помещений
  • 2 кабинета учителя-логопеда (1 этаж, 2 этаж)
  • 1 кабинет педагога-психолога
  • 1 кабинет учителя-дефектолога (сурдопедагога)
  • 1 детская экспериментальная научная лаборатория

Предметно-пространственная среда полностью соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20 и обеспечивает реализацию АООП ДО детей с ТНР и АООП ДО детей с нарушениями слуха. Групповые помещения и кабинеты оборудованы следующими специальными средствами обучения и восприятия, приспособленные для использования лицами с ОВЗ и инвалидами:

Кабинет учителя-дефектолога (сурдопедагога):

  • оборудование и дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с адаптированной основной образовательной программой МБДОУ № 254 для детей с нарушениями слуха, такие, как пособия для развития компенсаторных возможностей, развития всех сторон речи, развития всех видов моторики, развития ВПФ

Кабинеты учителей-логопедов:

  • оборудование и дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с адаптированной основной образовательной программой МБДОУ № 254 для детей с тяжелыми нарушениями речи, такие, как пособия для развития всех сторон речи, развития всех видов моторики, развития ВПФ

Кабинет педагога-психолога:

  • оборудование и дидактические пособия для осуществления психического развития и коррекционной работы по преодолению нарушений развития
  • сухой душ
  • релаксационное и сенсорное оборудование
  • настольно-печатные игры и пр.

Музыкально-физкультурные залы:

  • оборудование для музыкальных игр-драматизаций
  • кукольные театры
  • атрибуты для игр
  • детские музыкальные инструменты
  • стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, балансиры, мягкие спортивные модули, батут

Групповые помещения и на прилегающих территориях:

  • оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр
  • куклы разного пола и размера
  • кукольная мебель, посуда, одежда
  • наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.
  • детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль
  • транспортные игрушки
  • настольно-печатные игры
  • дидактические игры разных видов, адекватные возрасту
  • игрушки-животные с привлекательной внешностью
  • развивающие игры: лото, шашки, шахматы, домино, пазлы, конструкторы и пр.
  • оборудование для изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой деятельности: музыкально-дидактические игры и пр.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудованы музыкально-физкультурные залы, в которых проводятся утренняя гимнастика, непосредственно-образовательная деятельность, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным комплексом.


Библиотека, приспособленная для использования инвалидами
и лицами с ОВЗ

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Специальные адаптивные технические средства для инвалидов, такие, как "говорящие книги" на флеш-картах и специальные аппараты для их воспроизведения, отсутствуют.


Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения зрения, обеспечен беспрепятственный доступ в здание корпуса № 1 по адресу ул. Магнитогорская, 7/1 и в здание корпуса № 2 по адресу ул. Всесоюзная, 87, оборудованный:

  • специальными кнопками вызова в тех местах, где инвалиду может потребоваться помощь персонала;
  • травмобезопасными перилами и пандусом с нескользящим покрытием;
  • тактильной желтой дорожкой и системой навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • местом парковки для инвалидов;
  • дверными проемами с шириной, позволяющей свободное перемещение к любому помещению, находящемуся на 1 этаже организации: музыкально-физкультурный зал, кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, методический кабинет, кабинет заведующего, медицинский кабинет и т.д.;
  • знаком доступности.

Сменные кресла-коляски отсутствуют.


Специальные условия питания

В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.


Специальные условия охраны здоровья

Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. Имеются медицинские кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня); все помещения оборудованы рециркуляторами воздуха; диспансеризация детей-инвалидов с нарушениями слуха проводится 2 раза в год.

Детский сад обслуживает старшая медицинская сестра (на основании договора с МБУЗ "Детская городская поликлиника № 14 города Ростова-на-Дону"). Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей МБДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры.

В дошкольном учреждении имеется психолого-педагогический консилиум, по согласию родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидов нуждающимся оказывается психолого-педагогическое сопровождение специалистами ППк МБДОУ. В детском саду функционируют:

  • 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха;
  • 4 группы комбинированной направленности для детей с ОВЗ (логопедические группы для детей с ТНР).

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ создано информационное пространство, оснащенное электронной почтой, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности лиц с ОВЗ и инвалидов по зрению к информационным материалам на официальном сайте МБДОУ (https://www.detsad254.ru/) имеется адаптированная версия для слабовидящих с доступом к электронным учебно-методическим комплексам для дистанционного обучения.


Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Для повышения качества педагогического процесса в практике МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Педагоги МБДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов.


Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проектов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемых образовательных разделов педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт МБДОУ. При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Групповые помещения и кабинеты оборудованы следующими специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

В кабинете педагога-психолога:

  • интерактивная песочница "iSandBOX Standart"
  • программное обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями "Сова"
  • "Смарт-ноутбук"
  • интерактивный напольный ковер "Звездное небо"
  • интерактивная панель "Бесконечный туннель"
  • пучок фибероптических волокон
  • зеркальное панно с фибероптическими нитями

В музыкально-физкультурных залах:

  • интерактивный комплекс
  • цифровые фортепиано
  • проектор
  • акустические системы
  • телевизоры ЖКТ

В кабинете учителя-дефектолога (сурдопедагога):

  • интерактивный комплекс
  • проектор "Плазма-250"
  • электроакустический верботональный аппарат "Суваг ИТ-2"
  • мультимедийный обучающий комплекс EduQuest (ЭдуКвест), который включает в свой состав мультимедийное программное обеспечение, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, а также обновленные дидактические материалы и детальные планы уроков

В кабинетах учителей-логопедов:

  • ноутбуки
  • развивающие компьютерные игры на флеш-носителях

В групповых помещениях:

  • интерактивные комплексы (5 шт.)
  • музыкальные центры/акустические системы

На территории МБДОУ:

  • детская метеорологическая площадка

В детской экспериментальной научной лаборатории:

  • цифровая лаборатория "Наураша в стране Наурандии" (состоит из 8 лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме)
  • детская киностудия "Kids Animation Desk 2.0" (состоит из интуитивно доступного программного обеспечения, методических рекомендаций и рабочего места профессионального аниматора, аккумулирует в себе все необходимые инструменты для легкого создания качественной анимации в технике покадровой съемки stop-motion)
  • робототехнический набор Matatalab (учит основам программирования без применения компьютера и мобильных устройств)
  • игровой обучающий набор "Королевство чисел" с методическим видео-пособием по использованию (предназначен для развития у детей сенсорно-моторной координации и пространственных соотношений)
  • комплект для обучения основам программирования "Пчелки" с 6-ю программируемыми напольными роботами
  • робототехнический конструктор по началам робототехники "ЛЕГО ВИДО 2,0" (включает в себя базовое программное обеспечение с материалами для реализации 17 проектов по физике, биологии, географии и т.д.)
  • электронный конструктор "Роботрек Малыш 1"
  • набор электронных компонентов "Роботрек Малыш"
  • экспресс "Юный программист" Лего (для развития мелкой моторики, креативности, развития умения работать в команде)
  • робототехнический комплект УАРО ПРЕМИУМ (образовательный набор для изучения прикладной науки, занимающейся разработкой автоматизированных технических систем (для занятий по изучению основ робототехники и конструирования))
  • набор для совместной проектной деятельности "Вокруг Света" (предназначен для совместной тематической проектной деятельности)
  • робототехнический набор "Робокидс" (предназначен для изучения прикладной науки и изучения основ конструирования с детьми)

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

В структуре МБДОУ предусмотрено функционирование одной группы с 24-часовым пребыванием воспитанников с ОВЗ – детей-инвалидов с нарушениями слуха.